Иногда необязательные мероприятия, требующие вложений, помогают не только сэкономить крупные суммы на штрафах и избежать приостановки деятельности организации, но и сохранить человеческие жизни. Именно так обстоят дела с независимой оценкой рисков пожарной безопасности.
Оценка пожарных рисков позволяет привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности, установленными федеральными законами и техническими регламентами, а значит реже видеть представителей Госпожнадзора.
Часто собственники или арендаторы вынуждены оплачивать штрафы из-за того, что назначение здания изменилось: был хлебозавод, стало арт-пространство. Гораздо выгоднее рассчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия до появления инспектора на пороге компании.
Если организация приобретает объект, запроектированный с отступлением от норм ПБ, оценка пожарной безопасности констатирует его реальное состояние и предложит комплекс мероприятий повышающих уровень безопасности здания. Печальных историй с массовыми гибелями на пожарах в таких объектах, к сожалению, немало.
В 2017 году в Закон №69-ФЗ «о пожарной безопасности» были внесены изменения, на основании которых владельцы помещений и арендаторы привлекаются к административной ответственности за нарушения, допускаемые экспертами в области пожарного аудита. Руководство компаний несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, а повторное невыполнение предписания органа Госпожнадзора грозит приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Введение риск-ориентированного подхода отразилось в Законе №69-ФЗ. Там появились такие понятия, как:
Риск-ориентированный подход проявляется в том, что выбор формы, периодичности и продолжительности пожарных проверок и профилактических мероприятий ФГПН зависит от пожарного риска и опасности, которые несут объекты защиты и деятельность хозяйствующих субъектов.
Правила и порядок отнесения объектов защиты к категории риска и классу опасности содержатся в постановлении Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806.
В пункте 22 Положения о федеральном пожарном надзоре (см. постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290) содержатся критерии по которым объект может быть отнесен к той или иной категории риска.
Из статей 8.1–8.3 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» можно узнать о специфике применения риск-ориентированного подхода и проведении контрольных и профилактических мероприятий надзорными органами.
Тяжесть потенциальных негативных последствий несоблюдения требований ПБ и оценка вероятности их несоблюдения рассчитываются по методикам утвержденным приказами:
Документов, на основании которых проводится оценка рисков пожарной безопасности достаточно много, мы перечислим основные:
В соответствии с законом №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» любое здание и сооружение должно иметь систему пожарной безопасности, адекватную существующим рискам и пожарным нормам для этой категории объектов.
Для подтверждения соответствия противопожарной защиты предъявляемым требованиям привлекают экспертов, аккредитованных ГУ МЧС России по субъекту и входящих в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска. Независимая оценка рисков констатирует соответствие условий и принятых мер по обеспечению пожарной безопасности законодательным и нормативным актам.
Процедура оценки предполагает:
Эксперты оценивают эффективность всех составляющих системы и сопоставляют их с возможными рисками для здоровья и жизни людей. По завершении оценки составляется заключение, которое действует от 1 до 3 лет в зависимости от вида аудита и степени рисков на объекте.
Между понятиями независимая оценка пожарного риска (НОР) и расчет пожарного риска существует разница.
В то время, как НОР позволяет свести к минимуму частоту обязательных проверок, расчет пожарного риска дает возможность эксплуатировать объект, даже если на нем были отступления от норм пожарной безопасности.
Важно учитывать, что сама по себе оценка пожарного риска не является полноценной «защитой». Если по результатам НОР организация получила положительное заключение с графиком устранения нарушений, а в это время проводится внеплановая проверка, организацию все равно оштрафуют или даже приостановят деятельность на 90 дней.
Оценку пожарных рисков проводит аккредитованная МЧС экспертная организация после заключения договора с собственником или арендатором объекта. Застройщик или подрядчик не вправе выполнять эту процедуру. В постановлении Правительства №304 от 7 апреля 2009 года указан важный момент: оценка пожарного риска должна быть основным видом деятельности организации, а ее эксперты состоять в штате, а не быть не на субподряде.
Важно учитывать, что за выдачу или подписание заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска эксперт, чья подпись будет стоять в заключении, понесет административную ответственность по 9 части статьи 20.4 КоАП РФ. Поэтому положительное заключение на объект, не соответствующий требованиям пожарной безопасности, закончится для эксперта штрафом от 15 до 20 тысяч рублей, или дисквалификацией на срок от одного до трех лет.
Обращаясь в «ПожСистемСтрой», вы получаете:
Чтобы заказать экспертную оценку пожарных рисков, заполните форму обратной связи, напишите письмо, или позвоните по номеру телефона указанному на сайте.