Если раньше процедура проверки работоспособности систем противопожарной автоматики являлась номинальной, и была похожа скорее на бумажную волокиту, чем на доскональное выявление неисправностей, то с 21 ноября 2017 порядок проведения сильно усложнился.
В вышедшем Постановлении Правительства РФ №947 прописан более строгий регламент, требующий аудита исключительно специально обученным специалистом, а также прописана система штрафов при выявленных нарушениях официальной проверки.
Что на самом деле означают изменения, и как они отражаются на работе предприятий? Читайте подробности далее.
По сути, проверка работоспособности систем противопожарной автоматики достигает нескольких целей: определяет действительные значения параметров работоспособности пожарных систем и сравнивает их с соответствующими прописанными нормативами.
Вот и начнем с термина «работоспособность». Стоит помнить, что работоспособность не синоним исправности! Если последняя предполагает, что прибор функционирует в данный момент, то работоспособность показывает лишь возможность.
Любая система нуждается в техническом обслуживании — комплексе мероприятий, направленных на обнаружение и устранение неисправностей. Это позволяет поддерживать работоспособность системы.
В чем подвох этих определений?
До нововведений техническое обслуживание и проверка работоспособности поручались одной и той же фирме с лицензией МЧС. Соответственно, за все выявленные нарушения отвечал исполнитель — тот, кто и проводил эту проверку. Заинтересован ли он был чего-либо не заметить? Однозначно да. Хотел бы заказчик обнаружить у себя что-то, требующее ремонта, а значит, вложения денег? Ясное дело, нет: ответственный ведь не он, зачем тогда платить.
Так обязательный аудит (а по старым нормативам, он проводился раз в три месяца) сводился к обмену письмами между заказчиком и исполнителем. И все.
По новому постановлению проверка должна проводиться раз в месяц, и ответственным за найденные огрехи стал сам заказчик. Кроме того, определять работоспособность пожарной системы теперь может лишь специалист с подтвержденной компетентностью — со свидетельством о прохождении добровольной сертификации.
Помимо того, что ответственным стал заказчик, проверка и исправление также теперь проводятся разными людьми. Интересно ли сейчас кому-то из них что-либо не заметить? Естественно, нет. И аудит проводится досконально.
Как происходит оценка, и что входит в проверку работоспособности систем противопожарной защиты — вопрос, требующий уточнения. Если аудит проводится планово, то принятые национальные стандарты на используемую технику имеют рекомендательный характер.
Если же цель проверки — публичное заявление о соответствии национальному стандарту, то рекомендации превращаются в строгие предписания, которым необходимо следовать до последней запятой.
Что проверяют на предприятии:
По итогам проведенной проверки выдается сертификат, если нарушений не обнаружено. Если же аудитор нашел неисправности, то выдается Акт с указанием всех выявленных пунктов нарушений с предписанием их исправить.
Однако помимо физических нарушений, могут найтись и бюрократические. Приглашенный специалист осматривает не только состояние техники, но и документы организации. Ниже приведен перечень необходимых бумаг, которые должны быть у вас на момент ревизии:
И также в ГОСТ Р 57974-2017, которым и руководствуются при ревизии, указаны следующие стандарты:
С ними стоит как минимум ознакомиться, а в идеале — досконально проштудировать. Или довериться компании, которая на этом специализируется.
Для разных типов систем по действующему стандарту предусмотрены различные сроки проверки систем и установок противопожарной защиты:
Проверки бывают плановыми, согласно утвержденному графику, и внеплановыми, в случае непредвиденных обстоятельств.
По уже знакомому стандарту ГОСТ Р 57974-2017, аудитором может быть:
Но здесь есть подводный камень: прежде чем ваш человек получит все необходимые удостоверения, которые позволят ему проводить проверки, вам все равно придется воспользоваться услугами аккредитованной фирмы.
По факту «разрешает» проводить аудит как раз наличие свидетельства о добровольной сертификации, что на самом деле превращает ее в добровольно-принудительную. Пока ГОСТ Р 57974-2017 не внесен в перечень обязательных стандартов, но это возможно в ближайшем будущем. Когда это произойдет, методика проверки противопожарного состояния объектов сильно усложняется, что затруднит жизнь малому и среднему бизнесу.
А что если не исправлять найденные огрехи? Что ждет тех, кто «забыл», «не успел» и на этом попался за руку?
Первичный административный штраф составляет:
Повторное нарушение обойдется в:
Нарушение требований, вследствие чего возник пожар и был нанесен ущерб чужому имуществу, либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека:
Нарушение требований, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека:
Согласитесь, получить штраф такого размера было бы весьма неприятно. Поэтому гораздо экономнее соблюдать все регламенты и жить в согласии с действующим законодательством РФ.
На сайте Росстандарта ведется реестр всех зарегистрированных систем добровольной сертификации. По тематике «пожарная безопасность» на сегодня числится около 40 организаций.
Однако на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), ясно указано, что вы можете доверить проверку любой конторе, которая входит в список фирм с подтвержденной компетенцией НСОПБ.
Получается, что НСОПБ владеет монополией на подтверждение компетентности лиц и выдачу удостоверений, разрешающих аудирование пожарных систем. Следовательно, чтобы проверки проводились штатным сотрудником, а не приглашенной фирмой, вам надо соответствовать следующим стандартам, предъявляемым НСОПБ:
При положительном решении комиссии НСОПБ ваша компания получит свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.
Мы обладаем всем необходимым набором документов, в том числе и свидетельством о добровольной сертификации. Имеет многолетний опыт, наш персонал — только квалифицированные сотрудники с профильным образованием не ниже среднего и опытом работы не менее 3-х лет.
Как происходит сотрудничество?
Чтобы получить подробную информацию, звоните по телефону, указанному на сайте.